В России благотворительность впервые получила импульс для своего развития в царствование Петра I. Личные впечатления царя, полученные во время его поездок в Западную Европу, петровские реформы способствовали привлечению просвещенной части русского дворянства к благотворительной деятельности по строительству больниц, приютов, школ. Начинания Петра I получили свое развитие при Екатерине II, а затем в конце XIX – начале XX века. Большие средства вкладывали в оказание помощи больным и страждущим, в покровительство художникам, писателям, артистам крупные промышленники, акционерные общества, владельцы земельной собственности в городе и деревне. По каким соображениям российские филантропы занимались этим? Дать однозначный ответ невозможно. Большинство благотворителей руководствовались высоконравственными побуждениями добра и справедливости, христианской моралью. Нельзя сбрасывать со счета и стремление многих благотворителей увековечить собственное имя, материализовав его в филантропических делах.
Ситуация для благотворительности в России качественно изменилась в пост перестроечный период. Понятие благотворительности стало трактоваться и в теории, и на практике в самом широком смысле этого слова – как своего рода панацея от социальных бед и потрясений, как форма и средство преодоления той тяжелой ситуации, в которой оказалась значительная часть населения России. Особенность нашей благотворительности состоит в том, что она в настоящее время имеет четко выраженную социальную направленность. Объясняется это нарастанием темпов массового обнищания населения. Поэтому естественно, что благотворительность направлена прежде всего на помощь остро нуждающимся, социально обездоленным в самых элементарных формах (продукты и одежда).
В России сложилось двойственное отношение к благотворительности. Она приветствуется в целом, но конкретный филантроп оказывается под подозрением. Причем не только рядовых граждан, но и государства. Это можно объяснить и национальным менталитетом, и тем, что уж очень много неблаговидного было сделано под прикрытием библейского мотива «помоги ближнему».
Пример:
Пять лет в России существует Благотворительный фонд Владимира Потанина, президента компании «Интеррос». Работа фонда связана с проведением стипендиальной программы для студентов северных вузов. Сегодня ежегодный вклад Потанинского фонда в образовательные и культурные программы составляет около 10 млн долларов. За пять лет поддержку фонда получили более 9000 студентов и сотни преподавателей многих вузов страны.
Куда еще можно пойти: